В современной
России в течение последних десятилетей значение религиозного фактора
существенно выросло: увеличилось число верующих, большинство россиян
идентифицирует себя как православных, возросла роль религии в сфере политики, в
системе власти.
Воронежская
область и город Воронеж, типичный "русский регион" [1, с. 27-36].
Доминирующей религиозной организацией является Воронежская и Борисоглебская епархия
РПЦ МП. Кроме этого, по данным управления Министерства юстиции по Воронежской
области, в городе Воронеже зарегистрировано более трехсот религиозных
организаций различной направленности. Все они вынуждены "бороться" за
возрастание количества своих общин.
Под агентами
социализации понимаются «группы и социальные контексты, в рамках которых
совершаются процессы социализации». [2, с. 50] Семьи и члены семьи являются
первичными основами в процессе социализации
Как известно,
процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека.
В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные
особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения
ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и
этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной
точкой религиозной социализации, в рамках которой формируются ценностные
ориентации по отношению к миру и религии, является усвоение человеком, начиная
с самого раннего детства, норм религиозного поведения, общения и взаимодействия
людей, социальных и нравственных запретов и требований.
В современной
науке существует множество подходов к определению понятия «Семья». Однако, в
самом общем виде можно сказать, что «Семья - это основанная на браке, кровном
родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта,
взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются
совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие
между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [3, с. 235].
Семья вводит
ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации,
становится личностью. Как считает С. Ю. Головин, «личность- это сущность
человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других
биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е.
в результате включения индивида в социальные отношения» [4, с. 115].
Определяющая
роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на
весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же,
семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной
средой.
Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок –
зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те
качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [ 5, с. 117].
Нет практически ни одного социального
или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от
семейных условий в настоящем или прошлом.
Процесс социализации достигает
определенной степени завершенности при достижении личностью социальной
зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого
социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.
В 2011 году в городе Воронеже было
проведено исследование «Религиозная социализация студентов». Респондентами
стали студенты четырех государственных вузов – Воронежского государственного
университета, Воронежской государственной медицинской академии, Воронежского
государственного технического университета и Военного Авиационного инженерного
университета
В ходе нашего исследования было
выяснено, что студенты определяют свои семьи как верующие (см. диаграмму 1).
Достаточно интересно проследить определение своей семьи относительно веры в
зависимости от вуза (см. диаграмму 2)
На диаграмме видно, что 40% «активно
верующих» семей у студентов Медицинской академии, второе место (31%) по этому
показателю занимает Военный университет. Сравнивая данные в диаграмме с частоту
принятия причастия и посещения храмов, можно убедиться, насколько семья влияет
на религиозное поведение воронежского студента.
Таблица 1
Зависимость
семьи студента ВГМА, по отношению к вере и частоты принятия причастия (в %)
|
Верующая
ли у вас семья?
|
|||||
Да, активно
|
Верующая, но не
активно
|
Отдельные ее члены
|
Не знаю
|
нет
|
||
Частота принятия
причастия
|
Каждую неделю
|
2,1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Каждый месяц
|
0
|
0
|
2,1
|
0
|
0
|
|
Несколько раз в год
|
25
|
2,1
|
2,1
|
0
|
0
|
|
1-2 раза в год
|
4,2
|
16,7
|
0
|
0
|
0
|
|
Реже, чем раз в год
|
6,3
|
10,4
|
10,4
|
0
|
0
|
|
никогда
|
0
|
18,8
|
0
|
0
|
0
|
Из данной
таблицы видно, что 25% студентов ВГМА причащаются несколько раз в год. Семьи
они соответственно определили как активно верующие.
11% студентов
ВГУ определили свои семьи как активно верующие. Это самый низкий процент среди
всех четырех вузов.
Таблица 2
Зависимость
семьи студента ВГУ, по отношению к вере и частоты принятия причастия (в %)
|
Верующая
ли у вас семья?
|
|||||
Да, активно
|
Верующая, но не активно
|
Отдельные ее члены
|
Не знаю
|
нет
|
||
Частота принятия причастия
|
Каждую неделю
|
1,7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Каждый месяц
|
0
|
0,8
|
0
|
0
|
0
|
|
Несколько раз в год
|
0
|
1,7
|
0,8
|
0
|
0
|
|
1-2 раза в год
|
0
|
7,6
|
0
|
0
|
0
|
|
Реже, чем раз в год
|
4,2
|
4,2
|
6,7
|
2,5
|
0
|
|
никогда
|
5,0
|
26,9
|
31,1
|
5
|
1,7
|
Из таблицы 2 видно, что больше
половины респондентов не причащалась вообще. Семья в данном случае оказывала
незначительное влияние на религиозную социализацию. Это отразилось на
отсутствии приобщения к главному христианскому Таинству.
Таким образом, можно сделать вывод о
том, что семья как институт социализации и члены семьи как агенты социализации
перестали выполнять главнейшую роль в религиозной социализации человека. Если
же семья все – таки закладывала религиозные понятия в детстве будущего
студента, то в вузе все это он утратил.
Это подтверждают цифры на примере ВГУ – 31,9% студентов не причащаются, не
смотря на то, в семьях есть верующие люди. Христианское убеждение о том, что
«семья – это малая Церковь» не оправдывает себя в современных условиях.
Литература.
1. Лункин Р. Н. "Русские
регионы" России: степень православности и политические ориентации. //
Социс. – 2008. - №4. – С. 27 – 36
2. Гидденс Э. Социология // www. socioline.ru (режим доступа
25.05.2011)
3. Социология:
Энциклопедия. / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н.
Соколова, О. В. Терещенко. – Минск. : Книжный Дом, 2003. – 1312 с
4. Словарь
психолога-практика. / Сост. С. Ю. Головин. – М.: Аст, 2005. – 236 с.
5. Андреева Т. В.
Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь – СПб, 2004. – 244 с.