среда, 4 апреля 2012 г.

Семья как институт религиозной социализации студентов (на примере г. Воронежа)


В современной России в течение последних десятилетей значение религиозного фактора существенно выросло: увеличилось число верующих, большинство россиян идентифицирует себя как православных, возросла роль религии в сфере политики, в системе власти.
Воронежская область и город Воронеж, типичный "русский регион" [1, с. 27-36]. Доминирующей религиозной организацией является Воронежская и Борисоглебская епархия РПЦ МП. Кроме этого, по данным управления Министерства юстиции по Воронежской области, в городе Воронеже зарегистрировано более трехсот религиозных организаций различной направленности. Все они вынуждены "бороться" за возрастание количества своих общин.
Под агентами социализации понимаются «группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации». [2, с. 50] Семьи и члены семьи являются первичными основами в процессе социализации

Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой религиозной социализации, в рамках которой формируются ценностные ориентации по отношению к миру и религии, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм религиозного поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.
В современной науке существует множество подходов к определению понятия «Семья». Однако, в самом общем виде можно сказать, что «Семья - это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [3, с. 235].
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью. Как считает С. Ю. Головин, «личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения» [4, с. 115].
Определяющая роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
 Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [ 5, с. 117].
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или прошлом.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью определённого социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи.
В 2011 году в городе Воронеже было проведено исследование «Религиозная социализация студентов». Респондентами стали студенты четырех государственных вузов – Воронежского государственного университета, Воронежской государственной медицинской академии, Воронежского государственного технического университета и Военного Авиационного инженерного университета
В ходе нашего исследования было выяснено, что студенты определяют свои семьи как верующие (см. диаграмму 1). Достаточно интересно проследить определение своей семьи относительно веры в зависимости от вуза (см. диаграмму 2)
На диаграмме видно, что 40% «активно верующих» семей у студентов Медицинской академии, второе место (31%) по этому показателю занимает Военный университет. Сравнивая данные в диаграмме с частоту принятия причастия и посещения храмов, можно убедиться, насколько семья влияет на религиозное поведение воронежского студента.
Таблица 1
Зависимость семьи студента ВГМА, по отношению к вере и частоты принятия причастия (в %)

Верующая ли у вас семья?
Да, активно
Верующая, но не активно
Отдельные ее члены
Не знаю
нет
Частота принятия причастия
Каждую неделю
2,1
0
0
0
0
Каждый месяц
0
0
2,1
0
0
Несколько раз в год
25
2,1
2,1
0
0
1-2 раза в год
4,2
16,7
0
0
0
Реже, чем раз в год
6,3
10,4
10,4
0
0
никогда
0
18,8
0
0
0

Из данной таблицы видно, что 25% студентов ВГМА причащаются несколько раз в год. Семьи они соответственно определили как активно верующие.
11% студентов ВГУ определили свои семьи как активно верующие. Это самый низкий процент среди всех четырех вузов.
Таблица 2
Зависимость семьи студента ВГУ, по отношению к вере и частоты принятия причастия (в %)

Верующая ли у вас семья?
Да, активно
Верующая, но не активно
Отдельные ее члены
Не знаю
нет
Частота принятия причастия
Каждую неделю
1,7
0
0
0
0
Каждый месяц
0
0,8
0
0
0
Несколько раз в год
0
1,7
0,8
0
0
1-2 раза в год
0
7,6
0
0
0
Реже, чем раз в год
4,2
4,2
6,7
2,5
0
никогда
5,0
26,9
31,1
5
1,7
Из таблицы 2 видно, что больше половины респондентов не причащалась вообще. Семья в данном случае оказывала незначительное влияние на религиозную социализацию. Это отразилось на отсутствии приобщения к главному христианскому Таинству.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья как институт социализации и члены семьи как агенты социализации перестали выполнять главнейшую роль в религиозной социализации человека. Если же семья все – таки закладывала религиозные понятия в детстве будущего студента, то в вузе  все это он утратил. Это подтверждают цифры на примере ВГУ – 31,9% студентов не причащаются, не смотря на то, в семьях есть верующие люди. Христианское убеждение о том, что «семья – это малая Церковь» не оправдывает себя в современных условиях.

Литература.

1. Лункин Р. Н. "Русские регионы" России: степень православности и политические ориентации. // Социс. – 2008. - №4. – С. 27 – 36
2.  Гидденс Э. Социология // www. socioline.ru (режим доступа 25.05.2011)
3. Социология: Энциклопедия. / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Минск. : Книжный Дом, 2003. – 1312 с
4. Словарь психолога-практика. / Сост. С. Ю. Головин. – М.: Аст, 2005. – 236 с.
5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь – СПб, 2004. – 244 с.