среда, 4 апреля 2012 г.

Институциональный аспект религиозной социализации в Воронежской области

Данная статья была опубликована в сборнике международной научно-практической конференции "Духовность как ценность и забота современного общества, родителей и наставников" в рамках 7-ых научно - образовательных Знаменских чтений "История и перспектива церковно-общественного соработничества в России", которые проходили 23 марта 2011 года в городе Курске.
Религия традиционно играла большую роль в жизни общества. Она, как и семья, выполняла социализирующую функцию. Процесс секуляризации привёл к ослаблению позиций религии в сферах образования, политики, в публичной сфере, снизил роль института религии в процессе социализации индивида. Однако потребность в религии сохраняется даже в самом современном обществе, особенно если в социуме осуществляются глубокие и болезненные трансформационные преобразования.  
За минувшие 20 лет (1989-2009) соотношение неверующих и православных в российском обществе зеркально перевернулось: если весной 1989 г. 75% считали себя неверующими, а православных было всего лишь 17%, то в 2009 г. православными себя называли 73%, атеистами – 7% , а каждый десятый не мог себя отнести ни к какому определенному вероисповеданию. Иными словами, отнесение себя к православной религии стало нормой для подавляющего большинства. При этом активных верующих насчитывается всего лишь 3-4 %. Представляется, что религиозная социализация в российском обществе не приводит ни к глубокому освоению содержательной стороны религии, ни к полноценному включению в разнообразную религиозную деятельность. Основная причина заключается в реалиях современности, в которых теологическая установка в психологии человека не является доминирующей. В сознании же верующего, наоборот, картины мира профанного имеют дополнительный характер. Личностное стремление к   установлению связи с Творцом мира определяется в качестве религиозной потребности в структуре личности человека . Отчасти ситуация объясняется слабостью, неэффективностью деятельности религиозных организаций.
Л. П. Ипатова пишет о том, что просветительские усилия РПЦ в настоящее время направлены в основном не на неверующих и иноверцев, а на восстановление традиций среди паствы, которую «привел в храмы Бог» . Характерной особенностью большинства современных верующих является отсутствие у них первичной социализации в православной сфере и наличие доцерковного периода жизни. Большая часть верующих россиян не может вспомнить религиозные ритуалы, которые они соблюдают (38%, год назад - 47%). Сравнительно небольшая часть респондентов указывает, что посещает церковь (17%), соблюдает пост и религиозные праздники (по 11%).  Значительно меньше верующих сообщили, что принимают таинства и молятся (по 7%), носят нательные религиозные символы (3%), соблюдают заповеди (3%), поминают усопших (1%). За прошедший год среди православных снизилась доля респондентов, которые не могут вспомнить, какие предписания они соблюдают (с 45 до 35%). Меньше стало и тех, кто указывает на соблюдение поста (с 16 до 12%). С другой стороны, более распространенным стало чтение молитв (с 3 до 8%) . Молодёжи как объекту религиозной социализации уделяется всё ещё недостаточно внимания, хотя определённые усилия в данном направлении религиозными организациями, прежде всего РПЦ, прикладываются. 
Постижение религиозной традиции в основном происходит в процессе религиозного воспитания и образования. На ежегодном епархиальном собрании митрополит Воронежской и Борисоглебской епархии Сергий (Фомин) уделил особое внимание вопросам религиозного образования, которое должно включать как работу по катехизации в приходах епархии, активную помощь епархиальным образовательным учреждениям, воскресным школам, которых должно стать больше, в Воронежской Православной Духовной семинарии, так и взаимодействие со школами и центрами повышения квалификации учителей в деле подготовки преподавателей для ведения предмета «Основы Православной культуры» в общеобразовательных учреждениях. В 2007 году на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО) открылась лаборатория проблем духовно-нравственного просвещения. К настоящему времени при активном участии лаборатории в области была создана система духовно-нравственного воспитания на основе Православной идеологии; была принята областная Программа духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях; свыше 1500 педагогов прошли курсовую подготовку повышения квалификации в направлении духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, формирования нравственных ценностей личности на основе Православия. Работа Центра духовно-нравственного воспитания, в конечном счете, способствовала созданию в Воронежской области в феврале 2007 г. Координационного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Кроме этого, хочется отметить, что при инициативе руководства ряда воронежских вузов и поддержке епархии воссоздаётся институт домовых храмов. В настоящее время функционируют храмы на территории Воронежской медицинской академии, Воронежского института МВД и Воронежского военного авиационного инженерного университета.
Особое внимание Воронежская Епархия уделяет средствам массовой информации. На территории Воронежа и области выпускается ряд изданий, среди них такие как «Воронеж православный» (выходит с апреля 1997 года, тираж 8 тысяч экземпляров), «Воронежский епархиальный вестник» (выходит 2 раза в месяц, тираж 10 тысяч экземпляров) и газета молодежного отдела епархии «Вера молодых» (еженедельно, тираж 500 экземпляров). Если проанализировать в целом контент этих изданий, то они не представляют интереса для невоцерковленного молодого читателя. «Вера молодых» — газета от молодежи и для молодежи. В концепцию издания заложена миссионерская функция по отношению к молодежи, которая профанируется сплошным копированием выдержек из трудов святых отцов. Такие материалы — основная часть контента издания. Публикации, отражающие реальное положение дел в епархии, жизнь православного молодого человека, практически отсутствуют. К тому же издание распространяется исключительно в храмах и церковных лавках, что делает его, по сути, недоступным целевой аудитории (невоцерковленной молодежи).
Подводя итог, можно сказать, что работа по воцерковлению населения (в том числе молодежи и студенчества) ведется недостаточно, а если оно и имеет место быть, то не привлекательна для современного человека. Возможности институтов религиозной социализации используются не в полной мере. Создается впечатление, что Церковь не знает ни свою паству, ни потенциальных верующих.