четверг, 5 апреля 2012 г.

Право наций на самоопределение при сохранении государственной целостности: проблема Северной Ирландии


График 1. Общее количество акций трех сторон


Данная статья опубликована в сборнике научных статей Российской академии государственной службы при Правительстве РФ (Воронежский филиал) "Новые пути развития в эпоху глобализации" (Воронеж, "Научная книга", 2010 г., с.139 - 144)
В ХХ веке наблюдался значительный рост численности независимых государств. Большинство из них возникало на месте бывших колоний. В конце века целый ряд стран появился в результате распада ранее существовавших. На месте Чехословакии – Чехия и Словакия, из состава Югославии выделились Словения, Хорватия, Черногория,  Советский Союз распался на 15 государств. Эти процессы не могли не обратить внимания мирового сообщества на проблему сохранения территориальной целостности при обеспечении права наций на самоопределение.

В начале ХХI века в разных регионах мира сохраняются очаги напряженности, связанные с претензиями разных территорий на самостоятельную государственность. Стремление к выходу из состава государства и создание самостоятельного государства (сецессии) или присоединения к другому, уже существующему (ирредента) характерно для целого ряда территорий: Страна Басков (в Испании), Тайвань (в Китае), Северная Ирландия (в Великобритании) и др. После событий 2008 г., когда в результате боевых действий Грузии на территории Южной Осетии и вмешательства России на стороне Южной Осетии произошло фактическое оформление самостоятельности Абхазии и Южной Осетии, вопрос о праве на самоопределение актуализировался. Южная Осетия, Абхазия и Косово стали прецедентами, дающими возможность другим территориям вернуться к вопросу о независимости и признания на мировой арене.
Одна из таких проблемных территорий – Северная Ирландия. Она входит в состав Великобритании, находится в одном из самых развитых и стабильных регионов планеты – в Европе. Это, однако, не мешает активным националистическим силам проводить различные акции против британских властей и выступать за независимость.
Проблема Северной Ирландии уходит корнями в глубокое прошлое. В 1610 году Северную Ирландию завоевала Англия. В ходе колонизации южную часть передали североирландской элите. Но из Ольстера все ирландское население было перемещено в другие районы острова. Большую часть земли правительство Великобритании передало помещикам-завоевателям, часть оставлена крестьянам. В Северной Ирландии жили два типа населения: ирландцы-католики и плантаторы - протестанты из Англии и Уэльса. Они говорила на разных языках. Коренное население чувствовало себя ущемленным, поэтому не раз поднимало восстания.
В конце XIX века ирландцы сформировали движение «За независимую Ирландию». Оно использовало две формы борьбы: путь парламентской борьбы и силовое решение. Вместе с ростом возможности получить независимость ирландцами английское население чувствовало себя неуютно и пыталось сопротивляться. В итоге был достигнут компромисс. Остров был разделен на две части. В Северной Ирландии осталось 6 графств, а в Республике Ирландия - 26. Однако ирландское население Ольстера в 1921 - 1969 годах не могло получить власть, все попытки терпели неудачу. Социальное положение в 70-90-х годах у католиков улучшилось, как и взаимоотношения между населением кварталов протестантов и католиков.
Католическое население мечтает посредством голосования выжить англичан. Внутри католической общины существуют две группировки. Наиболее влиятельная среди населения - Социал-демократическая лейбористская партия во главе с Дж. Хьюмом, которая стоит на умеренных позициях и не вызывает особого отторжения у большинства протестантов. СДЛП не предлагает территориальных разделов и выступает за национально-культурную автономию. Совершенно другие требования у Шинн-фейн - политического крыла террористической организации «Ирландская республиканская армия» (ИРА). Шин-фейн предполагает территориальный передел, отход либо всей, либо части нынешней Северной Ирландии Ирландской Республике .
В Северной Ирландии снова звучат выстрелы, как в недобрые старые времена. Впервые с 1997 года в 2009 году в Ольстере от рук террористов погибли британские военнослужащие. Ответственность на себя взяла "Настоящая Ирландская республиканская армия" - малочисленная боевая группировка, отказавшаяся сложить оружие и продолжившая вооруженную борьбу против Великобритании. "Настоящая ИРА" откололась от "Временной ИРА" в 1997 году. В неё вошли непримиримые боевики, которые отказались участвовать в мирном процессе, завершившемся в 2005 г. принятием декларации о полном разоружении ИРА и отказе от вооруженной борьбы. 
С 1969 года в столкновениях между североирландскими католиками и протестантами погибли более 3600 человек. Католические военизированные группировки ставили своей целью присоединение Ольстера к Ирландской республике. "Настоящая ИРА" начала свою деятельность с одного из самых громких терактов в истории Ольстера - в 1998 году в результате взрыва бомбы в городе Ома погибли 29 человек и 220 получили ранения. После этого в начале 2000 годов боевики взорвали еще несколько небольших бомб в Лондоне и Бирмингеме, однако в этих случаях погибших не было. 
Затем на некоторое время группировка ушла в тень, чему способствовали аресты ее руководителей, в том числе лидера "Настоящей ИРА" М. Маккевитта, осужденного на двадцать лет тюрьмы за организацию террористической деятельности. В течение следующих нескольких лет боевики давали о себе знать лишь серией поджогов и нападений на полицейских. В феврале 2008 г. организация выпустила заявление, заявив о завершении реорганизации, возобновлении войны и подготовке новых ударов по "законным целям". 
В феврале 2009 г. начальник полиции Северной Ирландии Хью Орд признался, что за последнее время на подведомственной ему территории выросла активность террористов. В частности, за полтора года было совершено 15 нападений на сотрудников полиции, а в феврале 2009 года у одной из британских военных баз была обнаружена и обезврежена мощная бомба. 
В годы активного противостояния с боевиками безопасность в Северной Ирландии обеспечивал 25-тысячный британский контингент. По мирному соглашению 1998 года численность войск была сокращена до четырех тысяч человек, которые не занимаются активным патрулированием. 
По разным данным, численность "Настоящей ИРА" составляет от нескольких десятков до 250 активных членов, разделенных на подпольные боевые ячейки. Британские СМИ задаются вопросом, является ли нападение на солдат разовой демонстративной акцией или же началом новой террористической кампании. 
Острейший социально-политический кризис в Северной Ирландии до сих пор продолжает приковывать внимание мировой общественности. Противоречия между католической и протестантской общинами носят социально – политический, экономический и ментальный характер.
Часть противоречий были разрешены в результате вхождения Великобритании в Европейский Союз. На какой-то период ситуация там стабилизировалась, сократилось число протестных выступлений и терактов. После 2008 г. в речи североирландских лидеров возвращается националистическая риторика, и опять звучат выстрелы. С целью отслеживания возможного развития ситуации, выявления эффективных методов снятия напряженности мы провели исследование процессов в Северной Ирландии.
Предметом нашего исследования стали последние события в Северной Ирландии в марте-апреле 2009 года. Для анализа ситуации была применена техника инвент – анализа. В качестве информационной базы были использованы сообщения новостных агентств о текущих событиях в регионе. Нами были выделены три актора: власти Великобритании, местные власти Северной Ирландии, ирландские боевики.
В период с 7 марта по 4 апреля 2009 года динамика физических акций сторон конфликта (боевики, местные власти Северной Ирландии и Англия) носила сложный характер (что можно увидеть на графике 1.)
Пик активности пришелся на период с 10 по 16 марта, затем акции протеста имели ярко выраженный характер лишь на 30е число. Стоит заметить, что Ирландская полиция достаточно оперативно реагировала, поэтому по численности физических акций она превышает боевиков.
Уровень вербальной активности у властей Северной Ирландии значительно выше, чем у боевиков и Великобритании. Англия в этом противостоянии проявила лишь единожды. 9 марта премьер - министр Великобритании посетил Белфаст, встретился с журналистами и местными властями. Пик вербальной активности Ирландии приходится на период бездействия боевиков «Настоящей ИРА». 
Несмотря на то, что физическая и вербальная активность местных властей Северной Ирландии запаздывает по сравнению с действиями боевиков, ко количественным показателям акций она превосходит их действия. Можно предположить, что местным властям удается контролировать ситуацию в целом, поскольку наблюдается постепенное снижение активности боевиков после применения административных и других мер властями. Позиция Великобритании представляет интерес: высокая активность 9 марта никак не повлияла на сокращение акций боевиков. Отсутствие результата и, возможно, интереса к прямому вмешательству в разрешение конфликта, привело к полному отсутствию какой-либо активности со стороны Великобритании. 
Результат ивент-анализа позволяет сделать некоторые выводы:
1. Активизация боевиков в 2009 г. вызвана целым спектром различных проблем, затронувших североирландское общество. В том числе это и реакция на мировой финансовый кризис, который только усугубил экономические и социальные проблемы. Можно говорить о сохранении напряженности в данном регионе и о шаткой стабильности.
2. Великобритания сохраняет власть над Северной Ирландией, контролирует местные власти, но сократив численность военных, сократила и степень участия в делах территории. Авторитет Лондона в регионе не очень высок, поэтому правительство предоставляет достаточно большую автономию местным властям.
3. Местным властям Северной Ирландии в целом удаётся держать ситуацию под контролем, на наличие радикальных группировок и соответствующей среды не позволяет делать прогноз о завершении противостояния.
4. При стабильном экономическом положении, осуществлении социальных программ, отсутствии серьёзных прецедентов, связанных с успешной сецессией или ирредентой, радикальные группировки не будут проявлять большой активности, но и не прекратят своего существования.
5. Тенденция к эскалации напряженности не прослеживается, однако, в случае неблагоприятных условий, сохраняется опасность усиления протеста и переход его в вооруженную борьбу.
Ситуация в Северной Ирландии демонстрирует возможность снижения конфликтного потенциала в современных условиях посредством международной интеграции и углубления местной автономии при решении локальных проблем.
Развитие североирландского конфликта обнаруживает много черт с ситуациями Абхазии и Южной Осетии, Приднестровья, Квебека и других подобных территорий. Урегулирование ситуации при сохранении территориальной целостности даст интересный опыт для других государств, столкнувшихся с подобными проблемами и для мирового сообщества в целом.