воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Приходская активность и религиозность населения по оценкам клира Воронежской и Борисоглебской епархии


В России в течение последних десятилетий значение религиозного фактора в общественной жизни и роль религиозных организаций заметно возросли: увеличилось число верующих, большинство россиян идентифицируют себя с православием, религия проникает в сферы, ранее считавшиеся светскими — образование и армию, усилилась роль религии в сфере политики. Церковь пользуется относительно высоким доверием среди россиян. Доминирующие позиции занимает РПЦ: у нее самое большое количество клириков, четкая и сложная иерархия, развитая инфраструктура. Церковь  с каждым годом всё больше встречается с новыми вызовами, как со стороны общества, так и со стороны других религиозных организаций. В связи с закреплением принципа плюрализма и формирующимся рынком религий, сохранение численности прихожан, тем более её рост, во многом, зависят от меры эффективности жизнедеятельности приходских храмов (настоятелей) в частности и епархиального благочиния в целом, удовлетворения потребностей верующих и качества религиозной социализации.
Воронежская область и город Воронеж — типичный «русский регион». Доминирующей религиозной организацией является Воронежская и Борисоглебская епархия РПЦ МП. В настоящее время в Воронежской и Борисоглебской епархии 351 приход, (264 прихода из них функционируют полноценно),в которых регулярно совершаются богослужения, включая монастыри, а также приписные и домовые храмы и другие молитвенные помещения. Приходы Воронежской епархии объединены в 18 благочиний.
Под моим руководством было проведено исследование на территории всей Воронежской и Борисоглебской епархии (административно это территория Воронежской области).
Объектом исследования  являются благочиннические округа Воронежской и Борисоглебской епархии РПЦ МП. Предмет исследования —  различные стороны жизнедеятельности благочиния Воронежской и Борисоглебской епархии.
Был проведен массовый опрос среди всех священнослужителей, а также экспертные интервью с благочинными церковных округов.
Сегодня я коснусь лишь малой части исследования, а именно, оценки самих священнослужителей своих прихожан. Какое количество прихожан бывает на воскресных богослужениях регулярно, как часто они причащаются, какова их активность на приходах – все эти вопросы я хотел бы сегодня осветить.
Количество верующих, приходящих на воскресную литургию регулярно, а именно - каждое воскресение, мы попросили оценить в абсолютных значениях

КОЛИЧЕСТВО ХРАМОВ
КОЛИЧЕСТВО ПРИХОЖАН, ПОСЕЩАЮЩИХ БОГОСЛУЖЕНИЕ КАЖДОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
ЛИСКИНСКОЕ
12
410
ОСТРОГОЖСКОЕ
16
450
РАМОНСКОЕ
12
380
БУТУРЛИНОВСКОЕ
17
350
АННИНСКОЕ
17
360
ПАВЛОВСКОЕ
9
328
РОССОШАНСКОЕ
10
265
БОРИСОГЛЕБСКОЕ
17
655
КАШИРСКОЕ
24
624
ГРИБАНОВСКОЕ
13
244
РЕПЬЕВСКОЕ
14
199
КАЛАЧЕЕВСКОЕ
10
172
НОВОХОПЕРСКОЕ
12
230
СЕМИЛУКСКОЕ
20
410
ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ
16
515
ВСЕСВЯТСКОЕ
27
1139
АРХИЕРЕЙСКОЕ
5
362
НИКОЛЬСКОЕ
23
545

Исходя из данных, мы видим, что количество прихожан варьируется от «статуса» благочиния. Под статусом мы понимаем социально-экономическое благополучение муниципального района. Например, священники Лискинского и Острогожского благочиния указали 450 и 410 человек соответственно. Это стоит связывать с социально – экономическим положением муниципальных районов. Наличие средне – специальных учебных заведений, предприятий (в том числе транспортный узел РЖД – г. Лиски) и др. позволяет осуществлять более масштабную работу среди населения по религиозной социализации. Кроме этого, население этих районов не очень стремиться уехать в областной центр в поисках заработка.
Однако, не все священнослужители понимают и пользуются этим. В Лискинском благочинии сравнительно недавно стала осуществляться информационная работа.  И то в очень плохом качестве. Постоянные прихожане – это в основном люди старшего и среднего возраста. Наличие священника по молодежной работе практически не меняет ситуацию.
Что касается половозрастного состава, то тезис о том, что у православия "женское лицо" в целом, в ходе исследования, нашел свое подтверждение. Однако, стоит отметить, что 34% священнослужителей ответили, что в их храмы ходят люди разных возрастов, но преимущественно – это люди женского пола.
2% священников определили своих постоянных прихожан как молодых и среднего возраста.
Исключительно «молодежными» храмами можно назвать лишь два – Богоявленский храм в г. Воронеже при молодежном отделе епархии, и Покровский храм в с. Отрадное близ Воронежа. В первом случае – все итак ясно, во втором случае – харизма настоятеля и распространяющаяся о нем народная молва о чудотворениях и прозорливости заставляет молодежь приезжать на богослужения и за советом в этот храм. Стоит отдать должное, и молодежная и социальная и миссионерская работа поставлена на хорошем уровне. Но, к сожалению, это скорее исключение.
   
Те оценки, которые дали священники о частоте причастия выглядят следующим образом.
10,8% по мнению священников причащаются несколько раз в год. А ведь они их оценили как постоянных прихожан. Как объяснить эту цифру? Либо это то количество священников, у которых нет осознанной сформировавшейся общины. Либо они исповедуют принцип «нечастого причащения».
Абсолютное большинство священников заявили о том, верующие, регулярно посещающие воскресные богослужения выполняют послушаяния и выступают с инициативами. Однако, стоит вспомнить тот половозрастной состав, который они сами и определили – это женщины старшего и среднего возраста.

Поэтому, о современности приходов – динамичной информационной, миссионерской, издательской и других формах деятельности идти просто не может. Да, они выступают с инициативами. Но чащи – эти предложения касаются хозяйственных, бытовых или восстановительных работ.
Поводя итог, стоит сказать следующее.
Патриарх объявил приоритетным работу с молодежью. Да, это безусловно важно. Но для российской провинции есть еще одна глобальная проблема. Дело в том, что очень редко молодой человек остается там, где он родился, в той или иной деревне. И это объективный процесс. (Хотя викарный епископ епархии заявлял о том, что активность священников в селах может остановить отток молодежи.) Поэтому, необходимо проводить работу с мужской частью местного населения, которая там остается. Пьянство, безынициативность дома и прочее – все это результаты отсутствия духовной жизни. Это актуализирует особый подход в работе с мужской взрослой частью населения.
Однако и та часть молодежи, которая остается в селах и деревнях также находится вне необходимой работы приходских священников.
Священников тоже можно понять, чаще всего они поставлены на грани выживания и им практически невозможно реализовывать инициативы различного характера.