В России в течение последних десятилетий значение религиозного фактора в
общественной жизни и роль религиозных организаций заметно возросли: увеличилось
число верующих, большинство россиян идентифицируют себя с православием, религия
проникает в сферы, ранее считавшиеся светскими — образование и армию, усилилась
роль религии в сфере политики. Церковь пользуется относительно высоким доверием
среди россиян. Доминирующие позиции занимает РПЦ: у нее самое большое
количество клириков, четкая и сложная иерархия, развитая инфраструктура.
Церковь с каждым годом всё больше
встречается с новыми вызовами, как со стороны общества, так и со стороны других
религиозных организаций. В связи с закреплением принципа плюрализма и
формирующимся рынком религий, сохранение численности прихожан, тем более её
рост, во многом, зависят от меры эффективности жизнедеятельности приходских
храмов (настоятелей) в частности и епархиального благочиния в целом,
удовлетворения потребностей верующих и качества религиозной социализации.
Воронежская область и город Воронеж — типичный «русский регион».
Доминирующей религиозной организацией является Воронежская и Борисоглебская
епархия РПЦ МП. В настоящее время в Воронежской и Борисоглебской епархии 351
приход, (264 прихода из них функционируют полноценно),в которых регулярно
совершаются богослужения, включая монастыри, а также приписные и домовые храмы
и другие молитвенные помещения. Приходы Воронежской епархии объединены в 18
благочиний.
Под моим руководством было проведено исследование на территории всей
Воронежской и Борисоглебской епархии (административно это территория
Воронежской области).
Объектом исследования являются
благочиннические округа Воронежской и Борисоглебской епархии РПЦ МП. Предмет
исследования — различные стороны
жизнедеятельности благочиния Воронежской и Борисоглебской епархии.
Был проведен массовый опрос среди всех священнослужителей, а также
экспертные интервью с благочинными церковных округов.
Сегодня я коснусь лишь малой части исследования, а именно, оценки самих
священнослужителей своих прихожан. Какое количество прихожан бывает на
воскресных богослужениях регулярно, как часто они причащаются, какова их
активность на приходах – все эти вопросы я хотел бы сегодня осветить.
Количество верующих, приходящих на воскресную литургию регулярно, а
именно - каждое воскресение, мы попросили оценить в абсолютных значениях
КОЛИЧЕСТВО ХРАМОВ
|
КОЛИЧЕСТВО ПРИХОЖАН, ПОСЕЩАЮЩИХ БОГОСЛУЖЕНИЕ КАЖДОЕ
ВОСКРЕСЕНИЕ
|
|
ЛИСКИНСКОЕ
|
12
|
410
|
ОСТРОГОЖСКОЕ
|
16
|
450
|
РАМОНСКОЕ
|
12
|
380
|
БУТУРЛИНОВСКОЕ
|
17
|
350
|
АННИНСКОЕ
|
17
|
360
|
ПАВЛОВСКОЕ
|
9
|
328
|
РОССОШАНСКОЕ
|
10
|
265
|
БОРИСОГЛЕБСКОЕ
|
17
|
655
|
КАШИРСКОЕ
|
24
|
624
|
ГРИБАНОВСКОЕ
|
13
|
244
|
РЕПЬЕВСКОЕ
|
14
|
199
|
КАЛАЧЕЕВСКОЕ
|
10
|
172
|
НОВОХОПЕРСКОЕ
|
12
|
230
|
СЕМИЛУКСКОЕ
|
20
|
410
|
ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ
|
16
|
515
|
ВСЕСВЯТСКОЕ
|
27
|
1139
|
АРХИЕРЕЙСКОЕ
|
5
|
362
|
НИКОЛЬСКОЕ
|
23
|
545
|
Исходя из данных, мы видим, что количество прихожан варьируется от
«статуса» благочиния. Под статусом мы понимаем социально-экономическое
благополучение муниципального района. Например, священники Лискинского и
Острогожского благочиния указали 450 и 410 человек соответственно. Это стоит
связывать с социально – экономическим положением муниципальных районов. Наличие
средне – специальных учебных заведений, предприятий (в том числе транспортный
узел РЖД – г. Лиски) и др. позволяет осуществлять более масштабную работу среди
населения по религиозной социализации. Кроме этого, население этих районов не
очень стремиться уехать в областной центр в поисках заработка.
Однако, не все священнослужители понимают и пользуются этим. В Лискинском
благочинии сравнительно недавно стала осуществляться информационная
работа. И то в очень плохом качестве.
Постоянные прихожане – это в основном люди старшего и среднего возраста.
Наличие священника по молодежной работе практически не меняет ситуацию.
Что касается половозрастного состава, то тезис о том, что у православия
"женское лицо" в целом, в ходе исследования, нашел свое
подтверждение. Однако, стоит отметить, что 34% священнослужителей ответили, что
в их храмы ходят люди разных возрастов, но преимущественно – это люди женского
пола.
2% священников определили своих постоянных прихожан как молодых и
среднего возраста.
Исключительно «молодежными» храмами можно назвать лишь два –
Богоявленский храм в г. Воронеже при молодежном отделе епархии, и Покровский
храм в с. Отрадное близ Воронежа. В первом случае – все итак ясно, во втором
случае – харизма настоятеля и распространяющаяся о нем народная молва о
чудотворениях и прозорливости заставляет молодежь приезжать на богослужения и
за советом в этот храм. Стоит отдать должное, и молодежная и социальная и
миссионерская работа поставлена на хорошем уровне. Но, к сожалению, это скорее
исключение.
Те оценки, которые дали священники о частоте причастия выглядят следующим
образом.
10,8% по мнению священников причащаются несколько раз в год. А ведь они
их оценили как постоянных прихожан. Как объяснить эту цифру? Либо это то
количество священников, у которых нет осознанной сформировавшейся общины. Либо
они исповедуют принцип «нечастого причащения».
Абсолютное большинство священников заявили о том, верующие, регулярно
посещающие воскресные богослужения выполняют послушаяния и выступают с
инициативами. Однако, стоит вспомнить тот половозрастной состав, который они
сами и определили – это женщины старшего и среднего возраста.
Поэтому, о современности приходов – динамичной информационной,
миссионерской, издательской и других формах деятельности идти просто не может.
Да, они выступают с инициативами. Но чащи – эти предложения касаются
хозяйственных, бытовых или восстановительных работ.
Поводя итог, стоит сказать следующее.
Патриарх объявил приоритетным работу с молодежью. Да, это безусловно
важно. Но для российской провинции есть еще одна глобальная проблема. Дело в
том, что очень редко молодой человек остается там, где он родился, в той или
иной деревне. И это объективный процесс. (Хотя викарный епископ епархии заявлял
о том, что активность священников в селах может остановить отток молодежи.) Поэтому,
необходимо проводить работу с мужской частью местного населения, которая там
остается. Пьянство, безынициативность дома и прочее – все это результаты
отсутствия духовной жизни. Это актуализирует особый подход в работе с мужской
взрослой частью населения.
Однако и та часть молодежи, которая остается в селах и деревнях также
находится вне необходимой работы приходских священников.
Священников тоже можно понять, чаще всего они поставлены на грани
выживания и им практически невозможно реализовывать инициативы различного
характера.