понедельник, 4 апреля 2011 г.

На пути к истине

Данная статья была опубликована в сборнике всероссийской конференции с международным участием "Социология религии в обществе позднего модерна", которая проходила 10 февраля 2011 года в городе Белгороде при Белгородском государственном университете.
This abstract is about contemprorary stage of contradictions between religious, personal and social in concious and education. Paper is based on the results of sociological research.
Key words: religion, religious socialization, vision, transformation, education.
На протяжении двух последних десятилетий в российском обществе происходит сложный процесс трансформации. Изменения затронули все социальные сферы – от политики, экономики до мировоззрения россиян. Реформы конца XX века привели к тому, что общество оказалось в глубоком кризисе всех сфер, в том числе ментальности. Происходит разрушение советских идеалов, что приводит к дезорганизации ценностей, норм жизни. Такую дезорганизацию каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Ещё опаснее дезорганизация для ранее полноценных систем (культуры, верований, нравов и др.).

Складывающаяся действительность не всем предстаёт в привлекательных красках, поэтому в разных типах сознания происходят процессы разрушения основ, нередко приводящие к уходу от реальности или эскапизму. Одной из форм преодоления неприятного или даже опасного состояния становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты. Надо сказать, что основные религии предлагают мирянам  успокоение, терпение, смирение, благодарение (Господу), покорность и т.д. Это, с одной стороны, выгодно власти. С другой стороны – даёт возможность религиозным учреждениям найти способы психологического воздействия на сознание и поведение граждан. Но что даёт самим гражданам? Наверное, они нуждаются в дополнительных стимулах хоть какого-то улучшения социального самочувствия. Правда и то, что не всем по карману отыскать приличного психолога, а храм оказывается на пути.
Известно такое состояние общества, как аномия (буквально «беззаконие»). В этом состоянии в обществе увеличивается преступность, и здесь церковь нужна, как воздух: ведь она единственная даёт возможность спокойно социализироваться не только личности, но и её важнейшему комплексу – душе. В последние годы даже не социологи видят, как постепенно Церковь проникает в тюрьмы и зоны, армию, на экраны телевидения, в радиоэфир и в литературу. Это можно расценить как помощь бессильному государству в обращении граждан к высотам культуры, духовности и смирения или же отвоевания потерянных в советское атеистическое время позиций. Обратим внимание на то, что в христианстве возможно «замаливание» греха, взаимное прощение. И это даёт возможность ощутить лёгкость перехода к безгрешности путем простой молитвы и покаяния. Это, в свою очередь, тоже даёт определённую надежду после «очищения» чувствовать себя полноценным человеком. Теперь самое время высказаться о роли религии в жизни простых граждан и взаимодействия образовательной среды и духовности. Не исключено, что вера в Бога – последний шанс в обстановке корысти, обмана и ханжества, глумления над человеком «прибрать к рукам» его душу?
По данным исследования ИСПИ РАН «Ценностные ориентации молодёжи и преподавание в школе «Основ православной культуры»[1]  59 % респондентов выбрали при ответе на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети изучали в школе основы православной культуры?» дали ответ «да». Не согласились с тем, чтобы в школах были такие уроки 28 % и ушли от ответа 13 % прошенных. Для нас важен не сам факт разделения общества на три «лагеря». Людей подкупает понятие «культура», о которой даже самые ярые атеисты имели мало представления. В соответствии с нашей Конституцией Россия является страной светской, и развитие всех сторон жизни возможно на научных идеях, а не всеобщей вере. Мало того, наша страна поликонфессиональна и возникает вопрос: дети каких конфессиональных направлений учатся в школе? Почему тем же иудеям, к примеру,  по вере не изучать в обычной средней  школе «Основы иудейской культуры»? Возникает проблема факультативности или выбора, а не всеобщности. Если это будет обязательным предметом в школе (или в вузе), будет ли свобода выбора сферы знаний и чувств у самих детей?
Итак, в условиях бедственного положения моралью, нравами, преступностью население готово отдать своих детей в руки специалистов по православной культуре. Очень похоже на попытку спрятать детей в сфере чистой веры» от невзгод жизни, хотя мы понимаем, что сама попытка борьбы за неокрепшие души благородна. Это – спасение. В том числе от научного взгляда на происхождение мира.
По данным мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий  в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах РФ[2] , различные курсы православной культуры по стране (по состоянию на 2006/07 гг. учебный год) ориентировочно изучали 500-600 тысяч учащихся государственных и муниципальных общеобразоваетльных учреждений, курсы исламской культуры  – 150-200 тыс.  курсы  философско-религиоведческого содержания – 50 тыс., курсы истории и культуры иудаизма – 10 тыс., буддизма – 10 тыс. человек и др.  Приращение за один учебный год (в сравнении с предыдущим) достигло 14-18 %. Пропорционально лидировала практика изучения основ исламской культуры и культуры иудаизма[3]. Такая диспропорция темпов, процессов религиозной социализации молодёжи обнажает проблемы православия и общих взаимоотношений религий. Возможна ли здесь соревновательность по данным вопросам? Она уже существует. Но приводит ли она к лучшему положению дел в этой сфере – вопрос риторический?
       Исследование, проведённом авторами  в декабре 2010 г., показало, что среди студентов кафедры физического воспитания ВГПУ и в институте физической культуры и спорта (выборочная совокупность 200 чел.), треть молодых людей в возрасте от 18 до 22 лет не мыслят современного человека без религиозной культуры. 36 % опрошенных уверены, что нынешний молодой человек может обойтись без религиозной культуры. Наконец  четвёртая часть опрошенных (25 %) полагает, что научный взгляд на мир несовместим с религией. О другом задумались только 6 % респондентов вузов. Мы переживаем такое время, когда наука почти стесняется бороться с религией. Религиозное образование может предложить лишь свою (Божественную) картину мира. Пожалуй, постмодерн «стерпит» сегодняшнюю слабость физиков, палеонтологов, так и наступление религии на науку и светское государство. Хотя борьба, между прочим, идёт за разные образы мира и миропостроение. Или же для души нужен другой (выделено нами – Авт.) мир.


[1] Россия в условиях глобального кризиса. Социальная и социально-политическая ситуация  в России в 2008 году / Под ред. Г.В. Осипова, В.В. Локосова. – М.: ИСПИ РАН, 2009. – С.297
[2] Мониторинг проведён Комиссией по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты РФ в 2006 г. – Цит. по: Россия в условиях глобального кризиса. Социальная и социально-политическая ситуация  в России в 2008 году / Под ред. Г.В. Осипова, В.В. Локосова. – М.: ИСПИ РАН, 2009. –   с.298
[3] Там же